«Балерина»: Новый танец смерти в тени Джона Уика. Почему спин-офф удивляет, но не повторяет успех?

Киновселенная «Джона Уика» продолжает расширяться, даря зрителям новые грани своего брутального и стильного мира. На экраны вышел долгожданный спин-офф под названием «Балерина» – фильм, обещающий погрузить нас в глубины этой мрачной вселенной. На этот раз в центре внимания оказывается не легендарный Джон Уик, известный как Баба-Яга, а новая героиня – девушка по имени Ева, носящая зловещее прозвище Кикимора. Схожесть их подготовки и методов мести не случайна: оба персонажа были обучены в одной и той же тайной организации. «Балерина» позиционируется как добротный экшен-фильм, вдохновленный классическими боевиками 80-х, однако ему предстоит выдержать серьезное сравнение с эталонными картинами о Джоне Уике. И, как выясняется, дело здесь не только в отсутствии Киану Ривза на первом плане.
Важно понимать, что сама франшиза «Джона Уика» является уникальным феноменом, выросшим из эстетики американских боевиков категории «Б» 1980-х. Создатели серии – ветераны трюкового искусства Голливуда – буквально впитали этот жанр с молоком матери, а затем, в 90-х, сами активно участвовали в создании многочисленных экшен-картин. Они взяли за основу незамысловатый, но эффективный сюжет о мести отставного наемного убийцы за погибшего питомца и мастерски «нарастили» на него превосходную, псевдореалистичную и невероятно стильную боевую хореографию. Это был своеобразный гибрид, развивающий идеи гонконгского «ган-фу» Джона Ву, но с добавлением густой, почти осязаемой атмосферы таинственного подпольного мира убийц. Именно это сочетание простоты сюжета и невероятной проработки действия и сеттинга вывело «Джона Уика» на совершенно иной уровень, превзойдя рамки традиционных «бэшек».
На больших экранах предстал элегантный, но смертоносный силуэт, шагающий по залитым неоновым светом ночным улицам, оставляя за собой след из поверженных врагов. Мужчина в идеально сидящем костюме, с пистолетом, молниеносной реакцией и репутацией непобедимой машины смерти, пришел в этот мир, чтобы нести правосудие и демонстрировать непревзойденный стиль. Его появление не оставило равнодушным никого – миллионы зрителей по всему миру безвозвратно влюбились в этот образ, став свидетелями триумфа виртуозного экшена и безупречного вкуса.
Даже самые эксцентричные детали, такие как его колоритное прозвище Баба-Яга, загадочные «белорусско-цыганские» корни и другие, казалось бы, абсурдные элементы, введенные в сиквелах, удивительным образом гармонично вписывались в этот странный и притягательный мир. Все дело было в безупречном стиле и невероятно зрелищных, филигранно поставленных экшен-сценах. Именно это позволило серии фильмов о Джоне Уике выйти далеко за рамки обычной «бэшки», возведя ее в ранг культового кинематографа. К четвертой части франшиза и вовсе трансформировалась в нечто уникальное – симбиоз отточенного гонконгского экшена Джона Ву, динамики современной видеоигры и драматической глубины греческой трагедии. Это был настоящий пир стилизованного ультранасилия, где каждое движение, каждый выстрел был произведением искусства.
Именно на этом фоне выходит «Балерина», представляющая собой попытку развить успешную формулу, но уже с новой героиней. Ева, прозванная Кикиморой, обучена тем же навыкам, что и Джон Уик, и ее история мести также погружает нас в темные уголки мира наемных убийц. Однако, несмотря на принадлежность к одной вселенной и наличие знакомых элементов – от неоновых пейзажей до кодекса убийц – «Балерина» неизбежно воспринимается как фильм категории «Б» в сравнении с Уиком, который сумел эту категорию превзойти. Отсутствие Киану Ривза, безусловно, играет свою роль, но причина глубже: фильму не хватает той уникальной харизмы, тонкой детализации и почти мистической атмосферы, которая пронизывала каждую секунду приключений Бабы-Яги. Экшен-сцены в «Балерине» безусловно хороши, они выполнены в духе классических боевиков 80-х, с обилием рукопашных схваток и перестрелок. Но им не хватает той безупречной, почти танцевальной хореографии и визуальной поэзии, что превращала каждое движение Джона Уика в произведение искусства. Здесь выстрелы и удары эффективны, но менее изящны.
«Балерина» предлагает увлекательное путешествие для поклонников экшен-кино и вселенной «Джона Уика», демонстрируя, что мир убийц гораздо шире, чем мы привыкли видеть. Это фильм, который можно посмотреть и получить удовольствие от добротно поставленных драк и интригующего сюжета. Однако, он служит напоминанием о том, насколько высоко планку подняли создатели «Джона Уика». Если сам Уик стал символом превосходного экшена, умело поднимающего «бэшку» до уровня искусства, то «Балерина» остается крепкой «бэшкой», которая не смогла совершить тот же прорыв. И все же, для любителей жанра и тех, кто соскучился по чистому, незамутненному экшену в духе старой школы, этот фильм станет приятным дополнением к киновселенной.
Ранее мы писали: Пермь готовится к масштабному Дню молодежи-2025: Niletto и Люся Чеботина выступят на грандиозном празднике
Вам будет интересно:





